Пациент имеет право: Как обжаловать неправомерное решение и получить возмещение

Каждый пациент имеет право обжаловать неправомерное решение и получить компенсацию, если его здоровью причинен вред. Ответчиком всегда является работодатель — учреждение здравоохранения или врач-ФЛП. Рассказываем подробно, куда обращаться, если ваши права нарушают, и какие моменты стоит учесть.

 

Когда и куда жаловаться на неправомерные решения или действия медицинских работников

Медицинская помощь должна быть доступной, качественной и безопасной, а подход к лечению — индивидуальное, без любой дискриминации, связанной с состоянием здоровья. Пациент имеет свободу выбора: сам выбирает учреждение здравоохранения, врача и методы лечения согласно рекомендациям врача. Медики должны строго сохранять медицинскую тайну и одновременно предоставлять пациенту информацию о состоянии его здоровья, вариантах лечения и возможных последствиях. Пациент должен знать все о своей болезни и каждый раз давать согласие на медицинское вмешательство или отказываться него, когда это не угрожает жизни. Пациент прежде всего несет ответственность за состояние своего здоровья, поэтому право на профилактические мероприятия и вакцинацию одновременно является и обязанностью каждого. Среди прав пациентов также права на инновации, а в критических случаях — на предупреждение страдания и боли.

Отстаивать свои права может и должен каждый украинец. Совершеннолетние — лично, через представителя или коллективно (когда жалобу подает группа людей). Несовершеннолетние или недееспособные — через законных представителей.

Вы можете пожаловаться устно или письменно. Оптимальный вариант — письменное обращение: зарегистрированное заявление обязывает учреждение предоставить вам ответ. Поэтому если лично приносите заявление, попросите зарегистрировать ее, а если отправляете по почте, то заказным письмом или с уведомлением о вручении. Если обращение направляется по электронной почте, то надо указывать электронный адрес, на который должен прийти ответ — это требование Закона Украины «Об обращениях граждан».

В заявлении важно указать:

  • фамилия, имя, отчество полностью;
  • место жительства;
  • суть вопроса и четкая формулировка просьбы или требования; если вы хотите присутствовать при рассмотрении обращения, нужно это указать;
  • подпись и дату.

Если ваши права нарушают:

  1. обратитесь к главному врачу с письменным заявлением/жалобой и попросите ее зарегистрировать (в таком случае вам обязаны предоставить ответ);
  2. если не удалось уладить ситуацию, обратитесь в департамент/управление здравоохранения вашего города или области: http://moz.gov.ua/regionalni-upravlinnja с письменным заявлением/жалобой и попросите входящий номер (это поможет узнать ход рассмотрения вашего вопроса);
  3. если не удалось уладить ситуацию, обратитесь на горячую линию местных органов исполнительной власти;
  4. если не удалось уладить ситуацию, обратитесь на горячую линию Правительства по телефону 1545.

Любой гражданин имеет право подать заявление о проведении клинико-экспертной комиссии до депертаментів здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а также КЭК МЗ Украины.Такие комиссии контролируют качество оказания помощи и рассматривают все случаи, в которых может идти речь о ненадлежащем помощь пациенту — от случаев с расхождением диагнозов до летальных. Подробно здесь: https://bit.ly/2u4uFlj

Еще один способ защиты — обращение в Инспекцию по вопросам защиты прав потребителей.

Независимо от уровня рассмотрения обращений это всегда безвозмездно.

Если на одном из этапов не удалось уладить ситуацию, пациент имеет право обратиться в суд.

За бесплатной правовой помощью можно обратиться в Центры по предоставлению бесплатной правовой помощи, их адреса: https://bit.ly/2RGd4t9

Если вы получили решение по своей жалобе, но не согласны с ним — имеете право подать жалобу в орган или должностному лицу высшего уровня. Например, если не удалось уладить ситуацию на уровне главного врача — подать жалобу в местный департамент здравоохранения. В то же время не стоит затягивать: имеете месяц после того, как вас ознакомили с решением. Иначе ваш запрос могут отклонить (исключение — уважительная причина нарушения сроков).

Сколько времени могут рассматривать обращение:

  • до 15 дней — обращения, не требующие дополнительного изучения;
  • до 30 дней — обращения, которые требуют дополнительного изучения;
  • до 45 дней — обращения, изучить обстоятельства которых невозможно в 30-дневный срок; об этом должны сообщить человеку, подавшему обращение.

 

Как получить компенсацию вреда, причиненного здоровью

Ответственность за совершение вреда (морального или материального) несут учреждения здравоохранения, а также медицинские работники, занимающиеся частной практикой. То есть ответчиком является работодатель (учреждение здравоохранения или ФЛП), а третьим лицом – медицинский работник, действия которого повлекли ущерб.

Если речь идет о компенсации материального вреда, то основанием могут быть как противоправные действия медперсонала, так и их бездействие, в результате чего здоровью пациенту нанесен вред.

Имущественный вред в здравоохранении — это или реальные убытки (например, расходы на препараты, протезирование, диагностику, лечение и реабилитацию, усиленное питание, посторонний уход и т. п) или упущенные возможности дохода (например, когда человек из-за врачебной ошибки потеряла работоспособность). Степень потери трудоспособности определяет судебно-медицинская экспертиза. Так же экспертиза должна подтвердить необходимость дальнейшей реабилитации, лечения и тому подобное. Важно, что расходы на будущее лечение пострадавший не получает “на руки” — средства учреждение здравоохранения перечисляет организации, которая должна предоставить соответствующие услуги потерпевшему.

В случае смерти человека за неправомерные действия медиков возмещаются расходы на похороны и все связанные с этим расходы.

Кроме того, каждый украинец имеет право на компенсацию морального вреда. Этот вид возмещения назначается независимо от назначения или размера компенсации имущественного вреда.

Важно: моральный вред тоже надо доказать. Состояния “я разозлился”, “мне стало неприятно” — это не повод для назначения компенсации морального вреда. Часто используют судовопсихологічну экспертизу, когда психолог-судебный эксперт устанавливает наличие или отсутствие признаков причинения лицу морального вреда, а также определяет материальный эквивалент морального вреда. Достаточно распространенным доказательством в делах о компенсации морального вреда являются выводы медиков (например, записи врача-психиатра о состоянии пациента в первичной медицинской документации) относительно состояния здоровья истца и обусловленности негативных эмоционально-волевых переживаний ухудшением состояния здоровья.

 

Где закреплено право на обжалование действий медиков и компенсацию

Право на подачу жалобы закреплено в Европейской хартии прав пациентов (статья 13), Конституции Украины (статья 40), Основах законодательства Украины о здравоохранении (статья 6).

Право на компенсацию закреплено в Европейской хартии прав пациентов (статья 14), Конституции Украины (статья 3, ч. 1), Основах законодательства Украины о здравоохранении (статья 6), Гражданском кодексе Украины (статьи 22 (ч. 1), 23, 906, 1166 (ч. 1, 2), 1167 (ч. 1), 1168, 1195-1203, 1209), О защите прав потребителей (статьи 4 (п. 5 ч. 1), 16).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *